Раздел I. Теоретические основы органической химии
Тема 1. Классификация и номенклатура органических соединений.
Задание 1. По нижеприведенным номенклатурным названиям органических соединений составьте их формулы, укажите классы соединений. Для веществ, отмеченных звездочкой, приведите тривиальные названия. 5. 1-хлорпропен-2 10. 1,2,4-тригидроксибензол 16. Гептановая кислота 21. Циклогексанон *35. 6,8-димеркаптооктановая кислота *36. 2,3-димеркаптопропанол-1 Тема 2. Взаимное влияние атомов в молекуле, электронные эффекты заместителей. Кислотность и основность органических соединений.
Задание 2. Рассмотрите ряд соединений, приведенных в каждом отдельном пункте, напишите их структурные формулы. Сравните кислотные свойства этих соединений, расположите их в ряд по увеличению кислотности и объясните ваше решение.
4. Муравьиная, щавелевая, уксусная кислоты. 6. Метанол, этанол, вода. 11. Этанол, глицерин, этиленгликоль. 12. Янтарная, фумаровая, пропионовая кислоты.
Задание 3. Рассмотрите ряд соединений, приведенных в каждом отдельном пункте, напишите их структурные формулы. Сравните основные свойства этих соединений, расположите их в ряд по уменьшению основности и объясните ваше решение.
4. Анилин, 4-нитроанилин, 4-метиланилин. 6. Диэтилсульфид, метанол, аммиак. 11. Этанол, вода, диэтиловый эфир. 12. Пиридин, 3-метилпиридин, никотиновая кислота.
Тема 3. Механизмы органических реакций.
Задание 4. Составьте ответы на следующие вопросы:
7. Реакции электрофильного замещения в ряду аренов. Механизм реакции. Схемы реакций алкилирования бензола и нафталина.
18. Реакции элиминирования на примере дегидратации гидроксибутандиовой (яблочной), 3-гидроксибутановой и 4-гидроксибутановой кислот. Сравните реакционную способность заданных соединений и составьте ряд по уменьшению скорости реакции. Биохимическое значение реакций дегидратации.
22. Механизм реакции нуклеофильного замещения на примере образования простых эфиров. Составьте схемы реакций образования диэтилового эфира из: а) этанола, б) этилата натрия и хлорэтана. Применение простых эфиров в медицине.
Раздел II. Органические вещества – природные метаболиты и лекарственные препараты Тема 4. Метаболиты и лекарственные препараты
Задание 5. Составьте ответы на следующие вопросы: 5. Структура, физические и химические свойства лекарственных препаратов – производных сульфаниламида (стрептоцид, сульфацил, норсульфазол, фталазол, сульфазин, этазол). Общий способ их получения. Реакция образования их натриевых солей (растворимая форма).
8. Строение, физические свойства, таутомерия и кислотные свойства барбитуровой кислоты. Метод её получения. Строение лекарственных препаратов – барбитуратов (примеры).
Тема 5. Химические свойства важнейших метаболитов и лекарственных препаратов.
Задание 6. Напишите схемы следующих реакций, используя структурные формулы соединений. Определите типы реакций. 15. 3-Метилпиридин + KMnO4/H2SO4 → 16. Пировиноградная кислота + НАДН2 → 45. Глицерин –[2H] →
Тема 6. Стереоизомерия
Задание 7. Напишите проекции Фишера для следующих соединений: 14. Мезо- и L-винная кислота 16. Диастереомеры L-треонина
Тема 7. Качественные реакции обнаружения веществ
Задание 8. Выберите вещество, которое можно обнаружить с помощью указанного реактива; напишите схему химической реакции: 3. Реактив Фелинга 8. Раствор FeCl3
Задание 9. Выберите способ обнаружения указанного вещества, напишите схему химической реакции: 3. Фруктозу в смеси "глюкоза + фруктоза " 8. Фенол в смеси "фенол + этанол "
Раздел III. Биополимеры. Липиды Тема 8. Структура и химические свойства пептидов Задание 10. Напишите структурные формулы следующих тетрапептидов и определите: 1) область рН, в которой находится изоэлектрическая точка данного тетрапептида (кислая, нейтральная, щелочная); 2) знак и величину заряда молекулы данного тетрапептида в кислой, нейтральной и щелочной средах.
8. три – ала – гли – глу
|