Задания контрольной работы
Задание 1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, каждую орфограмму и пунктограмму прокомментируйте.
Утомлен…ый путешествен…ик сосредоточен…о осматривал окрес…ности отряхивая пыль с рван…ых башмаков. Восхищен…ый увиден…ым он слушал комарин…ый гул глядя в серебрян…ый бинокль инкрустирован…ый драгоцен…ыми каменьями. Его глазам открылась воистину (не)видан…ая картина (не)кошен…ые луга сияли девствен…ой красотой (не)пуган…ые журавлин…ые стаи торжествен…о ше…ствовали срывая листья с лимон…ых деревьев посеребрен…ые облака отражались в стеклян…ой глади реки. На песчан…ой отмели путешествен…ик от…скал бесцен…ые берестян…ые грамоты. Писан…ые несколько веков назад они были сохранен…ы и (не)испорчен…ы. Несказан…о обрадован…ый путешествен…ик упоен…о пр…танцовывал на берегу. Тихим безветрен…ым вечером он возвращался в запущен…ую гостин…ицу прижимая к сер…цу (не)ожидан…ую находку.
Образец выполнения: утомленный – в слове пишется две буквы н, потому что это страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида утомить; …, отряхивая пыль с рваных башмаков. – Запятой отделяется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2
Из орфоэпического словаря выпишите 10 слов, в которых на месте буквосочетания ЧН произносится [шн].
Задание 3.
Из орфоэпического или толкового словаря выпишите 20 слов, в которых вы могли бы сделать ошибку в ударении. Образец выполнения: квартал, столяр, средства, жалюзи.
Задание 4. Выпишите слова в три столбика: 1 – слова мужского рода, 2 – женского, 3 – среднего.
А. Депо, интервью, маэстро, мадемуазель, авеню, кольраби, какаду, пони, шоу, алиби, кашне, евро, иваси, сулугуни, бунгало, боа, дабл-ю, комвзвода, салями, виски, пенальти, кофе, эсперанто, экю, ханты.
Б. Дели, Замбези, Калахари, Гоби, Килиманджаро, Сочи, Онтарио, Саппоро, Хоккайдо, Хельсинки.
В. АЭС, ГЭК, ДПС, ДТП, ЕЭС, ЖКХ, загс, вуз, НЭП, МИД, ТАСС.
Г. Автомобиль-цистерна, вакуум-камера, дом-усадьба, магазин-ателье, плащ-палатка, диван-кровать, Царь-пушка, луна-парк, ракета-перехватчик, роман-эпопея, гамма-дозиметр, кафе-столовая, счет-фактура.
Задание 5. Напишите, поставив слово в скобках в нужную форму.
У черноморских (побережье), пять (певунья), несколько (копье), килограмм (мандарин), шестьдесят (ватт), крыловских (басня), нет (блюдце), отряд (партизан), без (погон), пара (туфля), от (качели), в районе нет (ясли), несколько (простыня), варенье из (вишня), не хватает (полотенце).
Задание 6. Напишите возможные словосочетания с собирательными числительными двое, трое.
Старик, стол, сутки, тигренок, зубр, конфета, ученый, окно, студентка, брюки, забияка, сестра, дети.
Задание 7.
Просклоняйте следующие числительные: сто, сорок, девяносто, восемьсот семьдесят пять, полтора, полтораста, две тысячи десятый.
Задание 8. Напишите, поставив слова, данные в скобках, в нужную падежную форму.
Скучаем по (друзья), тосковать по (мы), соскучились по (вы), стрелять по (вы), поступил в вуз по (окончание) школы, приступил к работе по (прибытие) из командировки, выдал согласно (норма), сделано наперекор (рекомендации), вопреки (наше предположение), решил задачу благодаря (хорошая подготовка).
Задание 9. Отредактируйте предложения, укажите тип ошибки.
1. Теперь настало время образно живописать картину.
2. Что касается Примакова, то за него проголосовало триста семьдесят депутатов при шестьдесят три против.
3. Таким образом Сысуев озвучивал скорее личную точку зрения, чем администрации.
4. Все зрители отмечали замечательную акустику.
5. В нем [письме] Людендорф поздравляет его за отличную работу по Ленину.
6. Спасибо вам за то, что вы сейчас, может быть, кому-то вселили надежду.
7. Этого человека нет необходимости подробно представлять, рассказывая всю его автобиографию.
8. Я могу сказать только идеологию свою.
9. Да, я ожидал о том, что такое решение состоится.
10. Посулив Смурову 50 тысяч, договорённость была достигнута.
Задание 10
Напишите заявление, резюме. (Смотрите образец заявления и резюме на сайте http://www.gramota.ru/ в разделе «Письмовник. Культура письменной речи»).
Задание 11. Оформите библиографию к курсовой работе (или список литературы из 5-6 наименований по любой теме) в соответствии с ГОСТом 7.1-2003"Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления".
Источники должны быть разного типа: монография, учебное пособие, статья из журнала, диссертация, автореферат диссертации.
|